Закупочная деятельность
Управление цепочкой поставок
Нормативное регулирование закупочной деятельности
В 2022 году закупочная деятельность «Россети Центр и Приволжье» осуществлялась на основании Единого стандарта закупок ПАО «Россети» (далее – Стандарт)Утвержден решением Совета директоров Общества (протокол от 25.12.2018 № 343, в редакции протоколов от 26.06.2020 № 415, от 22.12.2020 № 437, от 30.04.2021 № 457, от 30.06.2021 № 462, от 23.03.2022 № 514, от 07.10.2022 № 549, от 26.10.2022 № 553).. Стандарт разработан с учетом требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Центральная конкурсная комиссия «Россети Центр и Приволжье» (ЦКК) – основной коллегиальный закупочный орган Компании, осуществляющий контроль и координацию закупочной деятельности. В своей деятельности ЦКК руководствуется законодательством Российской Федерации, Уставом Общества, решениями Совета директоров Общества, приказами, распоряжениями и иными решениями исполнительных органов Общества, Стандартом, решениями Центрального закупочного органа ПАО «Россети» (как главного закупочного органа ДЗО ПАО «Россети»), Положением о работе Центрального закупочного органа ПАО «Россети Центр и Приволжье».
Взаимоотношения с поставщиками
Закупочная политика ПАО «Россети» (далее – Политика) утверждена в Компании в качестве внутреннего нормативного документаУтверждена решением Совета директоров от 09.07.2014, протокол № 162.. Политика устанавливает принципы, цели, задачи и нормы организации и осуществления закупочной деятельности.
Стратегическая цель Политики – обеспечение ДО ПАО «Россети» товарами, работами и услугами с требуемыми показателями качества и по оптимальной цене посредством внедрения единых стандартов закупочной деятельности в электросетевом комплексе.
Основные задачи Политики:
- тщательное планирование потребностей Компании;
- постоянный анализ рынка для достижения разумного уровня конкуренции среди потенциальных поставщиков, подрядчиков, исполнителей;
- эффективное использование средств Общества на приобретение товаров, работ и услуг;
- оптимизация системы закупок на основе передового опыта;
- ориентация на заключение долгосрочных договоров с фиксированием единых расценок на весь период действия договора;
- создание положительного имиджа ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» как покупателя товаров, работ и услуг.
Основные принципы построения закупочной деятельности
При проведении закупок Общество руководствуется следующими принципами:
- информационная открытость закупок;
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер по сокращению издержек;
- отсутствие неизмеряемых требований к участникам закупки;
- прозрачность и управляемость закупочной деятельностью;
- профессионализм и компетентность работников, участвующих в закупочной деятельности;
- соблюдение норм действующего законодательства.
Способы проведения закупочных процедур
Стандартом предусмотрены конкурентные и неконкурентные способы закупок.
К конкурентным способам закупок относятся:
- конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс в неэлектронной форме);
- аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион в неэлектронной форме);
- запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений в неэлектронной форме);
- запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок в неэлектронной форме);
- конкурентный предварительный отбор;
- запрос цен по результатам конкурентного предварительного отбора.
К неконкурентным способам закупок относятся:
- предварительный отбор;
- запрос цен по результатам предварительного отбора;
- сравнение цен (сравнение цен в электронной форме, сравнение цен в неэлектронной форме);
- закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
- закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции.
Этапы закупки
Электронные торговые площадки
«Россети Центр и Приволжье» проводят электронные закупки с использованием специализированного официального сайта Российской Федерации (zakupki.gov.ru), электронных торговых площадок АО «Единая электронная торговая площадка» (rosseti.roseltorg.ru, msp.roseltorg.ru) и АО «Российский аукционный дом» (
Цифровизация и автоматизация закупочной деятельности
Особое внимание Компания уделяет цифровизации и автоматизации закупочной деятельности.
Для повышения ее эффективности внедрена в эксплуатацию автоматизированная система учета закупочной деятельности (АСУЗД), позволяющая вести учет закупочной деятельности в электронном виде по Обществу в целом, а также получать оперативные данные о закупках. Функционал АСУЗД непрерывно совершенствуется. Также в Обществе внедрены и используются автоматизированная система управленческого документооборота (АСУД), Synergy Center и КИС «Флагман».
Подход к управлению цепочкой поставок
В основе устойчивой работы и выполнения обязательств Компании лежит эффективная цепочка поставок.
Поставки и оказание Компании требуемых услуг обеспечивают контрагенты из 63 регионов России. Наибольшее количество поставщиков зарегистрированы в следующих регионах.
Отбор и оценка поставщиков
Критерии отбора и оценки поставщиков, которых придерживается Компания, закреплены в Едином стандарте закупок и распространяются на всех участников закупочных процедур. К участникам закупочных процедур также применяются требования Антикоррупционного стандарта. Участники закупок:
- подписывают обязательства по соблюдению принципов и требований Антикоррупционной политики;
- предоставляют справки об отсутствии конфликта интересов;
- предоставляют информацию обо всей цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) и сведения о структуре органов управления.
В 2022 году «Россети Центр и Приволжье» принимали следующие меры оценки поставщиковОценка производится подразделением, осуществляющим контроль антикоррупционных комплаенс-процедур.:
- проведено 8 112 экспертиз участников закупочных процедур;
- отклонено 289 участников;
- по инициативе блока безопасности снижена начальная (максимальная) цена при проведении 460 закупочных процедур на сумму более 70 млн руб.
Для выявления неблагонадежных поставщиков Компания использует сведения из Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Реестра недобросовестных подрядных организаций, публикуемых на сайте. При выявлении неблагонадежных поставщиков Компания вправе направить обращение в ФАС России для включения в реестр информации о таком поставщике.
Результаты закупочной деятельности
В 2022 году объем проведенных Компанией закупок составил 120 957,6 млн руб. с НДС, что на 220,4 % больше, чем в 2021 году. При этом общее число закупочных процедур уменьшилось на 8,2 % – до 5 779 шт.
Закупки у предприятий МСП
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 29.05.2013 № 867-р в Компании реализуется план мероприятий по расширению доступа субъектов МСП к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием.
Мероприятия направлены на развитие конкуренции, повышение качества заявок на участие в закупках, популяризацию и повышение прозрачности системы закупок, активизацию представителей МСП при размещении заказов, а также формирование положительного имиджа Компании. Эти позволит снять административные, финансовые и информационные барьеры для субъектов МСП и существенно увеличить их долю в закупках инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием.
«Россети Центр и Приволжье» также участвует в Программе партнерства между группой компаний «Россети» и субъектами МСП.
Цели Программы партнерства:
- увеличение доли закупок у субъектов МСП в общем ежегодном объеме закупок;
- увеличение доли прямых закупок у субъектов МСП в общем объеме закупок;
- увеличение доли закупок инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ у субъектов МСП в общем ежегодном объеме закупок;
- создание системы трансфера новых технических и технологических решений субъектов МСП, в том числе направленных на инновационное развитие группы компаний «Россети» и интегрированных в ее бизнес-стратегию развития.
В отчетном году доля закупок у субъектов МСП уменьшилась на 0,6 п. п. относительно 2021 года, что объясняется прежде всего уменьшением объема закупок в 2022 году.
Закупки у местных поставщиков
В 2022 году доля закупок у местных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) составила 6,03 %.
Импорт в закупках
Компания стремится выполнять задачи по импортозамещению, постепенно снижая долю закупленных импортных материалов и оборудования. В отчетном году доля закупок импортных материалов ниже планового показателя на 0,2 %, так же как и доля закупок импортного ПО ниже планового значения на 11 %.
В 2022 году успешна проведены опытно-промышленная эксплуатация и испытания на предмет совместимости и соответствия требуемым техническим параметрам оборудования радиосвязи, работающего по протоколам DMR,
Совершенствование закупочной деятельности
«Россети Центр и Приволжье» принимают активное участие в совершенствовании закупочной деятельности и разработке поправок к регулирующим ее нормативным документам. На совещаниях и круглых столах, организуемых по инициативе ПАО «Россети» и посвященных разработке, внедрению и актуализации нормативных документов в области закупочной деятельности, Общество обозначает свои позиции в рамках действующих норм и требований законодательства и вносит предложения по их реализации.